"Эффект Моцарта"
СЕКРЕТ ЦЕЛИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ МУЗЫКИ МОЦАРТА
«Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга». (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США)
«Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов». (А. Томатис. Из книги «Почему Моцарт?»)
Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 — 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов.
Но в чем же скрывается тайна той универсальной по спектру воздействия на человека исцеляющей энергетики, которой обладает только музыка Моцарта? Каковы «секретные механизмы» общепризнанного уникального лечебного эффекта именно этой музыки?
В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта как никакой другой. /Однако до сих пор ученые спорят, является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создает гармоничная классическая музыка, или это результат более глубоких физиологических процессов,
В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами (эти животные, как известно, не обладают эмоциональной реакцией на музыку). Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев, но 12 часов в день звучало одно и то же произведение — соната
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из
Нейробиолог Джон Хьюджес из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс (США) утверждает, что самую сильную реакцию в головном мозге человека должны вызывать последовательности звуковых волн, повторяющиеся каждые 20–30 секунд. Данный вывод основан на том, что многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд (такова, к примеру, цикличность волн активности нейронных цепей головного мозга). Д. Хьюджес в сотрудничестве с лучшими музыковедами США проанализировал сотни музыкальных произведений 57 композиторов различных музыкальных направлений. Результаты этих исследований были представлены в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 20–30 секунд и более (этот показатель во многом и определяет силу положительного воздействия музыки на головной мозг).
Оказалось, что примитивная
Примечание. Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны).
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты.
Согласно выводам турецких ученых, исследовавших «эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит — и на головной мозг). Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта — лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии. /Турецкие ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов./
Примечание. Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли
«ЭФФЕКТ МОЦАРТА»
Во
Д. Кемпбелл является одним из ведущих просветителей всего мира в области связи музыки и целительства. Он написал 9 книг, касающихся музыкотерапевтической тематики, среди которых (кроме упоминающейся выше его книги под названием «Эффект Моцарта») такие бестселлеры мирового масштаба, как «Музыка и чудеса», «Эффект Моцарта для детей» и др. Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. /Д. Кемпбелл отобрал из произведений Моцарта по собственной авторской методике наиболее целебные и составил из них серию тематических
«Эффект Моцарта» — так Д. Кемпбелл в общем смысле назвал воздействие музыки (любой, не обязательно Моцарта и не обязательно классической) на человека. В узком же смысле термин «эффект Моцарта» относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта.
Примечание. Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится «эффект Моцарта» (точнее — как долго энцефалограф может «улавливать» воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя). Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.
СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ МОЦАРТА НА ДЕТЕЙ
Моцарт — «самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. /Возможно, то, что Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте
Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи — т.н. синапсы — уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями («цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. Такого мнения придерживается, в частности, уже упоминавшаяся ранее психолог Френсис Раушер (США), которая обнаружила подтверждение этой идеи в процессе своего
Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей — воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы — во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ МОЦАРТА
Ученые США и Болгарии независимо друг от друга выяснили, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень. Сразу после предания широкой огласке результатов этих научных исследований
Стандартные
* *
В 1995 г. нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его коллега — психолог Френсис Раушер — опубликовали результаты своих экспериментов над 79 студентами колледжа в г. Ирвине. /Студентов разбили на 3 группы:
* *
Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). /Даже после
* *
Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано
* *
Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).
* *
В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь
* *
В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта,
* *
По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. /Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта — исчезнут многие проблемы с пищеварением./
* *
Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. /
* *
В числе больших поклонников творчества Моцарта — знаменитый
* *
Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь.
* *
В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ МОЦАРТА
Уже в возрасте
Примечание. Концерты маленького Моцарта, которые он давал вместе со своей старшей сестрой
В 7 лет он написал свою
С 12 лет — второе грандиозное турне с концертами (длилось 3 года) по крупнейшим городам Италии (Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Флоренция). Взыскательная и искушенная итальянская публика была столь же щедра на рукоплескания и восторги, как и публика других европейских стран. На выступления Моцарта приходило огромное количество слушателей. Триумф был полным и безоговорочным. /Знаменитый Миланский оперный театр даже заказал
Примечание. Итальянцы были буквально поражены и фантастически тонким музыкальным слухом Моцарта, и его гениальной музыкальной памятью. Находясь в Риме в Секстинской капелле во время сложнейшего исполнения многоголосого хорового произведения под названием «Мизерере» (автор музыки — итальянский композитор ХVIII века Аллегри),
На протяжении своей жизни Моцарт выступал на сцене как
За свою
Слава пришла к Моцарту только после его смерти. Лишь в ХХ веке были
ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЦАРТА:
ОПЕРЫ (19): «Мнимая простушка» (1968 г.), «Бастьен и Бастьена» (1968 г.), «Митридат, царь понтийский» (1770 г., Милан), «Асканий в Альбе» (1771 г.), «Луций Сулла» (1772 г., Милан), «Мнимая садовница» (1774 г., Мюнхен), «Идоменей, царь Крита» (1781 г., Мюнхен), «Похищение из сераля» (1782 г., Вена), «Свадьба Фигаро» (1786 г., Вена), «Дон Жуан» (1787 г., Прага), «Так поступают все» (1790 г., Вена), «Милосердие Тита» (1791 г., Прага), «Волшебная флейта» (1791 г., Вена) и др.
Хоровая музыка: мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории, вокальные ансамбли, вокальные каноны, песни и др.
Для оркестра: симфонии (около 50),в т. ч. D-dur (1782 г.),C-dur (1783 г.),D-dur (1786 г.),Es-dur (1788 г.),G-moll (1788 г.),C-dur (1788 г.), серенады, дивертисменты, кассации.
Концерты для инструментов с оркестром: для фортепиано (около 30), для клавира (27), для скрипки (5), для волторны (4), для кларнета, для фагота, для флейты, для арфы.
ансамбли: струнные квинтеты (6), струнные квартеты (более 20), трио, церковные сонаты, духовные дивертисменты.
Камерно-инструментальные
Для фортепиано и скрипки: сонаты (более 30), вариации.
Для скрипки и клавира: сонаты (43).
Для фортепиано: сонаты (в две руки — 19, в четыре руки — 5), вариации, менуэты, рондо, фантазии.
Самые прославленные его произведения: «Реквием», оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», симфония № 40, «Маленькая ночная серенада», мотет «Ave verum corpus» и нек. др.
«РЕКВИЕМ» — ВЕРШИНА ТВОРЧЕСТВА МОЦАРТА
«Реквием» (полное международное название — «Requiem in
Примечание. Реквием (лат. «requiem» — «покой») — хоровое произведение траурного характера, предназначенное для исполнения в церкви в память об умершем. /Кроме Моцарта «Реквиемы» есть у А. Сальери, Найкома, Керубини (у него — даже два!), Верди, Дворжака, Брамса./
Заказ на «Реквием» Моцарт получил от таинственного человека в черном плаще, не пожелавшего назвать свое имя. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи — графа Вальзега (граф хотел исполнить этот «Реквием» в память о своей умершей супруге). /Моцарт не знал ни заказчика, ни цели заказа./
«Реквием» Моцарта — это, по сути, гениальное воплощение Просветленной Скорби, Любви и Веры на Земле (как минимум)… /За сутки до кончины Моцарта друзья исполнили для него отрывки из «Реквиема» по черновым наброскам./
«Lacrimosa» /полное название — «Lacrimosa dies illa»/ (в переводе с латинского «lacrima mosa» — «льющиеся слезы») — так называется самая гениальная, самая красивая и самая сильная часть «Реквиема» (так оценивают «Лакримозу» абсолютно все специалисты и почитатели таланта этого композитора). /Очень многие считают «Лакримозу» (а вместе с ней — и весь «Реквием») недосягаемой вершиной абсолютной всей мировой классической музыки./
СТРУКТУРА «РЕКВИЕМА»:
«Requiem in
•Intronius: Requiem aeternam
•Kyrie Eleison
•Sequentia: Dies irae
•Sequentia: Tuba mirum
•Sequentia: Rex tremendae majestatis
•Sequentia: Recordare, Jesu pie
•Sequentia: Confutatis maledictis
•Sequentia: Lacrimosa dies illa
•Offertorium: Domine Jesu
•Offertorium: Hostias et preces
•Sanctus
•Benedictus
•Agnus Dei
•Communio: Lux aeterna
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА МОЦАРТА
Моцарт наряду с Й. Гайдном и Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. Ведущие для Моцарта жанры — симфония, камерный ансамбль, концерт. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском владел самым разнообразными музыкальными жанрами и формами. /Даже Бетховен не может сравниться с ним в исключительной яркости оперных образов (что касается оперы «Фиделио»-то это, скорее, монументальное исключение в творчестве Бетховена)./ Оркестровое письмо, безупречность и совершенство моцартовского оркестра — постоянный предмет восхищения специалистов в области классической музыки. Моцарт — поистине «гений чистой красоты» (все специалисты единодушно признают, что музыкальные формы его произведений поистине совершенны).
В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нем нашли развитие такие абсолютно новые для того времени качества, как психологическая правдивость и естественность. Отражение гармоничной целостности бытия, ясность, «светоносность» и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Сложное и простое, возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, вечное и преходящее, общечеловеческое и
Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантилентностью, богатой изобразительностью мелодии, взаимопроникновением (для
Моцарт проявил новаторство во всех музыкальных жанрах, к которым он обращался в своем творчестве. Его произведения поразительны по своей красоте, гармоничности и выразительности. Они наполнены Высшим Светом, Высшей Гармонией и Высшей Мудростью. Музыка Моцарта — само Совершенство!..
Примечание. Все великие
_______________________________________________
/По материалам научных исследований. — © FANCY_men./
< www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/ >
как помочь
контакты
Юридический адрес:
105082, г.Москва, ул. Большая Почтовая, д.55/59, стр.1.
Тел. +7 (495) 746-01-06
Тел. +7 (916) 954-55-13
По вопросам, связанными с детьми с ДЦП: info@fondpr.ru