Благотворительный фонд
помощи детям с тяжелыми заболеваниями.

Помоги ребенку.ру



"Эффект Моцарта"

СЕКРЕТ ЦЕЛИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ МУЗЫКИ МОЦАРТА


«Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга». (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США)

«Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов». (А. Томатис. Из книги «Почему Моцарт?»)

Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 — 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов.
Но в чем же скрывается тайна той универсальной по спектру воздействия на человека исцеляющей энергетики, которой обладает только музыка Моцарта? Каковы «секретные механизмы» общепризнанного уникального лечебного эффекта именно этой музыки?


В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта как никакой другой. /Однако до сих пор ученые спорят, является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создает гармоничная классическая музыка, или это результат более глубоких физиологических процессов, как-то связанных с особенностями только данной музыки./


В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами (эти животные, как известно, не обладают эмоциональной реакцией на музыку). Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев, но 12 часов в день звучало одно и то же произведение — соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27% быстрее и с меньшим на 37% количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в тишине. /Данный эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный «механизм» воздействия музыки на живые организмы (в т. ч. и на человека) имеет как доминантную — нейробиологическую, а не эмоциональную природу./


Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-анжелесского отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена («К Элизе») и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т. ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). /М. Боднер отметил, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает «светиться» буквально вся кора головного мозга./


Нейробиолог Джон Хьюджес из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс (США) утверждает, что самую сильную реакцию в головном мозге человека должны вызывать последовательности звуковых волн, повторяющиеся каждые 20–30 секунд. Данный вывод основан на том, что многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд (такова, к примеру, цикличность волн активности нейронных цепей головного мозга). Д. Хьюджес в сотрудничестве с лучшими музыковедами США проанализировал сотни музыкальных произведений 57 композиторов различных музыкальных направлений. Результаты этих исследований были представлены в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 20–30 секунд и более (этот показатель во многом и определяет силу положительного воздействия музыки на головной мозг). /Оказалось, что примитивная поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт — на самом ее верху./ Из всех проанализированных видов музыки именно в музыке Моцарта с ее неожиданными переходами, переливами, перетеканиями звуков, с ее богатством нюансов пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30-секундным интервалам, повторяются чаще, чем во всей прочей музыке (именно в произведениях Моцарта чаще всего выдержан этот заветный 30-секундный ритм чередования «тихо-громко», который точнее всего соответствует характеру биотоков головного мозга).


Примечание. Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т. е. В 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее). Таким образом Д. Хьюджес пришел к выводу, что во время прослушивания музыки Моцарта количество и амплитуда электрических волн, возбуждающих мозг, уменьшаются. /При этом следует отметить тот факт, что когда вместо произведений Моцарта эти же больные слушали музыку некоторых других композиторов-классиков или полную тишину, у них не наблюдалось никакого улучшения./


Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. /Музыка этого композитора не заставляет мозг «перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют «солнечным» композитором. Кстати, большинство своих произведений Моцарт создал в «ключе» РЕ (D)!../


Согласно выводам турецких ученых, исследовавших «эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит — и на головной мозг). Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта — лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии. /Турецкие ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов./


Примечание. Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них «скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.


«ЭФФЕКТ МОЦАРТА»


Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием «Эффект Моцарта», ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Первый же составленный им CD-диск с музыкальными произведениями Моцарта (в продажу он поступил под броским названием «Музыка, повышающая Ваш интеллект») сразу угодил в 10-ку самых популярных записей классической музыки, опубликованную в журнале «Билборд». Среди людей, отупевших от рок- и поп-музыки, начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть (ведь быть здоровым и, особенно, умным — это очень престижно в таких развитых странах, как США).

Д. Кемпбелл является одним из ведущих просветителей всего мира в области связи музыки и целительства. Он написал 9 книг, касающихся музыкотерапевтической тематики, среди которых (кроме упоминающейся выше его книги под названием «Эффект Моцарта») такие бестселлеры мирового масштаба, как «Музыка и чудеса», «Эффект Моцарта для детей» и др. Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. /Д. Кемпбелл отобрал из произведений Моцарта по собственной авторской методике наиболее целебные и составил из них серию тематических CD-дисков, поступивших в широкую продажу по всему миру./


«Эффект Моцарта» — так Д. Кемпбелл в общем смысле назвал воздействие музыки (любой, не обязательно Моцарта и не обязательно классической) на человека. В узком же смысле термин «эффект Моцарта» относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта.


Примечание. Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится «эффект Моцарта» (точнее — как долго энцефалограф может «улавливать» воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя). Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.


СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ МОЦАРТА НА ДЕТЕЙ


Моцарт — «самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. /Возможно, то, что Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все «почитатели» его творчества — в т. ч. и самые маленькие слушатели./


Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи — т.н. синапсы — уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями («цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. Такого мнения придерживается, в частности, уже упоминавшаяся ранее психолог Френсис Раушер (США), которая обнаружила подтверждение этой идеи в процессе своего 5-летнего наблюдения за детьми. /У детей, получавших уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем. На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула «революционную» гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге. /Из этого предположения (если оно верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), — стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов./


Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей — воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы — во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ МОЦАРТА


Ученые США и Болгарии независимо друг от друга выяснили, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень. Сразу после предания широкой огласке результатов этих научных исследований СD-диски с его музыкальными творениями стали лидерами продаж во многих странах.

Стандартные «IQ-тесты» фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. /Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ («коэффициент интеллекта») людей в среднем на 8–10 единиц./

 
В 1995 г. нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его коллега — психолог Френсис Раушер — опубликовали результаты своих экспериментов над 79 студентами колледжа в г. Ирвине. /Студентов разбили на 3 группы: 1-я группа в течение 10 минут до тестирования сидела в полной тишине, 2-я — слушала аудиозапись какого-то литературного произведения (рассказа), а 3-я — слушала фортепианную сонату Моцарта. Тестирование проводили до и после прослушивания. Результаты таковы: 1-я группа при повторном тестировании улучшила свои результаты на 14%, 2-я — на 11%, 3-я — на 62%. /Примечательно, что уже в день обнародования по колледжу официальных результатов этих тестов студенты, узнавшие о новом необычном «лекарстве для ума», раскупили в магазинах г. Ирвина все CD-диски с музыкой Моцарта./

 Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). /Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).

 Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.

 Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).

 В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.

В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т. к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.

 По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. /Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта — исчезнут многие проблемы с пищеварением./

 
Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. /Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления./

 В числе больших поклонников творчества Моцарта — знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье — будущий прославленный французский киноактер. В ту пору — в середине 60-х гг. ХХ в. — молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью (сильнейшее заикание) и памятью. А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня. /Сам Ж. Депардье спустя годы после своего чудесного выздоровления сказал следующее: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления»./

 Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни — чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.

 В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.

 
ГЕНИАЛЬНОСТЬ МОЦАРТА

Уже в возрасте 3-х лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты. В 4 года написал свой 1-й концерт для клавесина, причем такой сложный, что вряд ли кто из тогдашних европейских виртуозов мог бы его исполнить. /В 4-летнем возрасте Моцарт с ходу запоминал маленькие музыкальные пьесы, которые исполняла его старшая сестра, и воспроизводил их на клавесине (он обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью)./ В 5 лет начал сочинять несложные менуэты. К 6 годам юный Моцарт уже прекрасно играл на клавесине, органе и скрипке, исполняя сложнейшие произведения. /Родителям часто приходилось уговаривать Вольфганга умерить объем своих занятий музыкальными упражнениями, чтобы он не переутомился./ Его феноменальная природная музыкальность привела отца — Леопольда Моцарта — к мысли попытать счастья в организации концертных выступлений сына (его собственная служба концертмейстером при дворе престарелого зальцбургского архиепископа была скучна, средств к существованию давала немного, и, по убеждению отца, столь одаренный ребенок, каким проявил себя маленький Вольфганг, заслуживал иной доли, чем идти по отцовским стопам). И с 6-летнего возраста под непосредственным руководством («продюсерством») отца юный музыкант в дуэте со своей 11-летней сестрой Анной-Марией начал длившуюся в общей сложности 10 лет триумфальную концертную деятельность по всей Европе (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Австрия), с каждым новым выступлением приобретая все более громкую славу музыкального чудо-ребенка (вундеркинда).


Примечание. Концерты маленького Моцарта, которые он давал вместе со своей старшей сестрой Анной-Марией, проходили с ошеломляющим успехом, неизменно вызывая у публики бурю восторга, удивления и восхищения (чудо-детей буквально осыпáли подарками). Концертная программа поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький музыкант виртуозно играл на клавесине один и в 4 руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и оргáне. Гениально импровизировал (одновременно — с ходу — сочинял и исполнял) на заданную тему, аккомпанировал певцам при исполнении ими незнакомых ему произведений. Ради забавы слушатели из зала заставляли Вольфганга играть по клавишам, закрытым полотенцем, исполнять труднейшие пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего музыкального слуха (мальчик безошибочно на слух улавливал разницу между интервалами в 1/8-ю тона, определял высоту звука, взятого на любом музыкальном инструменте или звучащем предмете). Занимала знатную публику и внешность маленького музыканта: очень маленький ростом, худенький, бледный, ноги свисают со стула, но он уже в парике (как требовала «взрослая» мода!). Одетый в тяжелый, расшитый золотом костюм придворного, в завитом и напудренном парике, Вольфганг походил на волшебную куклу. /Все это было весьма утомительно для столь юного «артиста», тем более что концерты в то время длились по 4–5 часов./ Вот как звучало в 1763 г. одно из рекламных приглашений послушать игру Вольфганга и его сестры: «Три раза уже привлекали публику в свои концерты чудесные дети Л. Моцарта, придворного капельмейстера г. Зальцбурга. Сегодня, 30 августа, в 6 часов вечера состоится последний концерт, устроенный по требованию известных в городе любителей и музыкантов. 12-летняя девочка и 7-летний мальчик будут играть на клавесине и флигеле [рояле. — Примечание мое. FANCY_men] труднейшие произведения великих композиторов; кроме того маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке; будет аккомпанировать симфонии; на закрытой платком клавиатуре исполнит совершенно свободно несколько фуг и прелюдий; далее он будет брать на всевозможных инструментах тоны и аккорды, соответствующие удару часового маятника, звону шпор, звуку свистка и т. п. После этого он будет импровизировать на клавесине, оргáне и флигеле… Плата за вход — 1 талер. Билеты продаются в гостинице „Золотой Лев“». /Моцарт от природы обладал чрезвычайной «беглостью» пальцев рук (к тому же этот дар он постоянно развивал). Особенно поражала «подготовленных» слушателей на концертах удивительная виртуозность его левой руки (по всей видимости, Моцарт был леворуким). Юного Моцарта называли «чудом ХVIII века»./


В 7 лет он написал свою 1-ю симфонию, в 12 лет — свою 1-ю оперу («Мнимая простушка»). /В 1765 г., когда юному композитору было всего 9 лет, в Лондоне оркестр виртуозов исполнил его первые симфонии./


С 12 лет — второе грандиозное турне с концертами (длилось 3 года) по крупнейшим городам Италии (Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Флоренция). Взыскательная и искушенная итальянская публика была столь же щедра на рукоплескания и восторги, как и публика других европейских стран. На выступления Моцарта приходило огромное количество слушателей. Триумф был полным и безоговорочным. /Знаменитый Миланский оперный театр даже заказал 14-летнему Моцарту создать оперу «Митридат, царь Понтийский» (там же, в Италии, всего за полгода Моцарт пишет эту серьезнейшее произведение, и опера 20 раз подряд с огромным успехом идет на сцене театра./ В 14 лет Моцарта за сочинение им в течение 30 минут сложнейшего многоголосного произведения избирают академиком Болонской музыкальной академии (несмотря на то, что в этой академии существовало строгое правило — не принимать в ряды ее членов никого моложе 26 лет).


Примечание. Итальянцы были буквально поражены и фантастически тонким музыкальным слухом Моцарта, и его гениальной музыкальной памятью. Находясь в Риме в Секстинской капелле во время сложнейшего исполнения многоголосого хорового произведения под названием «Мизерере» (автор музыки — итальянский композитор ХVIII века Аллегри), 14-летний Моцарт запомнил его и, придя домой, записал в полном виде по памяти. /Данное произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего 2 раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудо-ребенком отступила и церковь: ведь мальчик не выносил нот и не списывал их (он всего лишь… запомнил все произведение!)./


На протяжении своей жизни Моцарт выступал на сцене как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист (блестяще импровизировал), дирижер. /Некоторое время он служил органистом у архиепископа. Всю жизнь мечтал найти работу со стабильным заработком (к сожалению, не удалось)./


За свою 35-летнюю жизнь Моцарт создал более 600 музыкальных произведений различных жанров (написанного им хватило бы на 10 великих творческих судеб). /Последнее и, бесспорно, самое великое в его жизни музыкальное творение — «Реквием» (датирован в хронологии произведений Моцарта номером «К 626»)./


Слава пришла к Моцарту только после его смерти. Лишь в ХХ веке были по-настоящему восприняты, осознаны и по достоинству оценены и удивительное по своей силе эмоционально-выразительное богатство его музыкальных произведений, и их глубочайшая внутренняя трагичность, органически соседствующая с внешней безмятежностью, «солнечностью» мажорных композиций и фрагментов, и какая-то «неземная» — Высшая — гармония, царящая буквально во всех его творениях. /В былые времена только И.-С. Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки. Ныне же очень многие музыковеды, музыканты и просто любители музыки считают, что в творениях Моцарта искусство этих двух композиторов нашло свое самое совершенное «отражение» (т. е. «пальму первенства» на музыкальном Олимпе отдают именно ему)./


ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЦАРТА:


  • ОПЕРЫ (19): «Мнимая простушка» (1968 г.), «Бастьен и Бастьена» (1968 г.), «Митридат, царь понтийский» (1770 г., Милан), «Асканий в Альбе» (1771 г.), «Луций Сулла» (1772 г., Милан), «Мнимая садовница» (1774 г., Мюнхен), «Идоменей, царь Крита» (1781 г., Мюнхен), «Похищение из сераля» (1782 г., Вена), «Свадьба Фигаро» (1786 г., Вена), «Дон Жуан» (1787 г., Прага), «Так поступают все» (1790 г., Вена), «Милосердие Тита» (1791 г., Прага), «Волшебная флейта» (1791 г., Вена) и др.

  • Хоровая музыка: мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории, вокальные ансамбли, вокальные каноны, песни и др.

  • Для оркестра: симфонии (около 50), в т. ч. D-dur (1782 г.), C-dur (1783 г.), D-dur (1786 г.), Es-dur (1788 г.), G-moll (1788 г.), C-dur (1788 г.), серенады, дивертисменты, кассации.

  • Концерты для инструментов с оркестром: для фортепиано (около 30), для клавира (27), для скрипки (5), для волторны (4), для кларнета, для фагота, для флейты, для арфы.

  • Камерно-инструментальные
    ансамбли: струнные квинтеты (6), струнные квартеты (более 20), трио, церковные сонаты, духовные дивертисменты.

  • Для фортепиано и скрипки: сонаты (более 30), вариации.

  • Для скрипки и клавира: сонаты (43).

  • Для фортепиано: сонаты (в две руки — 19, в четыре руки — 5), вариации, менуэты, рондо, фантазии.

  • Самые прославленные его произведения: «Реквием», оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», симфония № 40, «Маленькая ночная серенада», мотет «Ave verum corpus» и нек. др.


«РЕКВИЕМ» — ВЕРШИНА ТВОРЧЕСТВА МОЦАРТА


«Реквием» (полное международное название — «Requiem in D-minor, K 626») — во всех отношениях вершина Гениальности и… Человечности Моцарта. Это произведение композитор создавал, уже будучи смертельно больным, и не успел закончить. Финальные части «Реквиема» дописал (по памяти) его друг и ученик — Франц Зюсмайер, неотлучно находившийся у постели больного и слышавший эти части в исполнении самого Моцарта. /Одновременно с «Реквиемом» Моцарт заканчивал и последнюю в своей жизни оперу — «Волшебная флейта»./


Примечание. Реквием (лат. «requiem» — «покой») — хоровое произведение траурного характера, предназначенное для исполнения в церкви в память об умершем. /Кроме Моцарта «Реквиемы» есть у А. Сальери, Найкома, Керубини (у него — даже два!), Верди, Дворжака, Брамса./


Заказ на «Реквием» Моцарт получил от таинственного человека в черном плаще, не пожелавшего назвать свое имя. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи — графа Вальзега (граф хотел исполнить этот «Реквием» в память о своей умершей супруге). /Моцарт не знал ни заказчика, ни цели заказа./


«Реквием» Моцарта — это, по сути, гениальное воплощение Просветленной Скорби, Любви и Веры на Земле (как минимум)… /За сутки до кончины Моцарта друзья исполнили для него отрывки из «Реквиема» по черновым наброскам./


«Lacrimosa» /полное название — «Lacrimosa dies illa»/ (в переводе с латинского «lacrima mosa» — «льющиеся слезы») — так называется самая гениальная, самая красивая и самая сильная часть «Реквиема» (так оценивают «Лакримозу» абсолютно все специалисты и почитатели таланта этого композитора). /Очень многие считают «Лакримозу» (а вместе с ней — и весь «Реквием») недосягаемой вершиной абсолютной всей мировой классической музыки./


СТРУКТУРА «РЕКВИЕМА»:


«Requiem in D-minor, K 626»


•Intronius: Requiem aeternam

•Kyrie Eleison

•Sequentia: Dies irae

•Sequentia: Tuba mirum

•Sequentia: Rex tremendae majestatis

•Sequentia: Recordare, Jesu pie

•Sequentia: Confutatis maledictis

•Sequentia: Lacrimosa dies illa

•Offertorium: Domine Jesu

•Offertorium: Hostias et preces

•Sanctus

•Benedictus

•Agnus Dei

•Communio: Lux aeterna


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА МОЦАРТА


Моцарт наряду с Й. Гайдном и Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. Ведущие для Моцарта жанры — симфония, камерный ансамбль, концерт. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском владел самым разнообразными музыкальными жанрами и формами. /Даже Бетховен не может сравниться с ним в исключительной яркости оперных образов (что касается оперы «Фиделио»-то это, скорее, монументальное исключение в творчестве Бетховена)./ Оркестровое письмо, безупречность и совершенство моцартовского оркестра — постоянный предмет восхищения специалистов в области классической музыки. Моцарт — поистине «гений чистой красоты» (все специалисты единодушно признают, что музыкальные формы его произведений поистине совершенны).


В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нем нашли развитие такие абсолютно новые для того времени качества, как психологическая правдивость и естественность. Отражение гармоничной целостности бытия, ясность, «светоносность» и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Сложное и простое, возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое (в чем-то даже национально-характерное) предстают в творениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве.


Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантилентностью, богатой изобразительностью мелодии, взаимопроникновением (для вокально-инструментальных произведений) вокального и инструментального начал. Моцарту свойственно обостренное чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (частое использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и т. д.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гамофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.


Моцарт проявил новаторство во всех музыкальных жанрах, к которым он обращался в своем творчестве. Его произведения поразительны по своей красоте, гармоничности и выразительности. Они наполнены Высшим Светом, Высшей Гармонией и Высшей Мудростью. Музыка Моцарта — само Совершенство!..


Примечание. Все великие композиторы-классики (к сожалению, прошлых эпох) осознанно или неосознанно выполняли работу самых гениальных «музыкотерапевтов» для ВСЕГО Человечества — и на века. /Именно в этом смысле В. А. Моцарт — Величайший из «музыкотерапевтов» всех времен и народов./

_______________________________________________

/По материалам научных исследований. — © FANCY_men./

< www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/ >


как помочь

контакты

     
   

Юридический адрес:
105082, г.Москва, ул. Большая Почтовая, д.55/59, стр.1.


Тел. +7 (495) 746-01-06

Тел. +7 (916) 954-55-13

Адрес эл. почты

По вопросам, связанными с детьми с ДЦП: info@fondpr.ru



подписка



Яндекс.Метрика